За первые две недели с биочипом в руке я успел много чего обдумать. Шквал ваших вопросов этому всячески способствовал: вариться в собственных мыслях — одно дело. Совсем другое — жить в атмосфере непрекращающихся вопросов и ответов, затрагивающих все аспекты эксперимента. Вопросов порой очень непростых — от эмоционального комфорта до религии.
О том, что я это сделал, я пока ни разу не пожалел. Наоборот, количество вопросов и их разнообразие прямо указывают на то, что все не зря: технология действительно очень противоречивая, и, чтобы не получить «Бегущего по лезвию» наяву, до ее внедрения надо очень много всего исправить и переделать.
Первым делом я решил рассказать о формфакторе. Ибо ощущение чипа под кожей — это первое, с чем приходится мысленно смириться.
Я не чувствую его в руке. То ли действительно между указательным и большим пальцами мало нервных окончаний, то ли операция удалась, но чип нашел свое место — обжил небольшую и невооруженному глазу незаметную пазуху в складке кожи.
Однако есть момент, когда я явно чувствую, что в руке живет биочип: когда беру в руки что-то тяжелое вроде гантели или пакетов в магазине. В этот момент чип сдвигается с места и проскальзывает на несколько миллиметров в сторону — из пазухи между пальцами, в сторону указательного.
И я это чувствую. Иногда бывает так, что ложишься спать — он в одном положении, просыпаешься — в другом. Страшного в этом ничего нет, зона его перемещений имеет размеры рублевой монеты.
Но, прожив в этом симбиозе пару недель, я уже успел понять: хотя сама идея однозначно шикарная (о первых явных преимуществах — в следующем посте), но первое, что надо изменить, — это подход к формфактору. Причем изменить радикально.
Нынешние биочипы выглядят примерно так:
Корпус выполнен из абсолютно гладкого и прочного стекла, которое не отторгается живой тканью, внутри небольшая микросхема, суть которой сводится к простой логике: блок чтения/записи и блок памяти, активируемый в поле NFC-приемника.
То есть чип активируется только в том случае, когда попадает в непосредственную близость к объекту, будь то турникет метрополитена или считыватель кредитной карты.
Все в целом неплохо. Но этот формфактор идеально заточен под гладкое и беспроблемное введение, а вот для долговременного пребывания под кожей он неидеален.
Местоположение чипа по да Винчи
Во-первых, зона между указательным и большим пальцами, как оказалось, не самое удобное место с точки зрения практического использования: например, когда я прохожу в метро, мне хочется сделать естественный жест рукой — провести над турникетом или вдоль него свою ладонь, прикоснуться к ридеру кулаком или тыльной стороной запястья.
Я сделал более 1000 подходов к разным «снарядам» и могу уверенно сказать, что в области бионики должны применяться те же правила проработки пользовательских сценариев, что используются сегодня в мобильных приложениях и навеяны еще концепцией бритвы Оккама. Больше всего мне нравится формулировка Альберта Эйнштейна:
«Все стоит упрощать до тех пор, пока это возможно. Но не более того».
Применительно к чипу в руке это означает, что чем меньше человеку придется выворачивать руку, чтобы удовлетворить разного рода считыватели, тем лучше. Чип должен быть расположен так, чтобы я мог комфортно взаимодействовать с любым прибором, который находится непосредственно перед моими глазами и в радиусе вытянутой руки. Мне кажется, на это нам непрозрачно намекал еще Леонардо да Винчи в своем «Витрувианском человеке«.
Гуляя по метро, офису и торговым точкам (чип пока не дает мне разрешения на проход, но считыватель всегда срабатывает от прикосновения, загораясь красным или сообщая об ошибке, что уже вызывает интерес со стороны), я выявил несколько удобных участков тела.
Самая удобная зона — это центральная область внешней стороны кисти. Если чип зашит под кожу в этом месте, им удобно и открывать большинство замков, и расплачиваться за покупки, и взаимодействовать со смартфоном/планшетом, и проходить в транспорте. По крайней мере, если ридер турникета расположен не как в метрополитене, а как в автобусах.
Вторая в моем личном хит-параде зона находится на ребре ладони, ровно между мизинцем и запястьем: если вы сожмете руку в кулак, то увидите у себя небольшую складку в том месте, где может быть крохотный чип.
Третья — между костяшками пальцев кулака. В этом случае для контакта с ридером, по сути, надо его небольно ударить. Преимущество в данном случае в том, что движение достаточно естественное.
На самом деле универсального местоположения нет. Для того чтобы одно из указанных стало таковым, необходимо унифицировать положение всех считывателей на планете.
Но даже если задаться целью это сделать, станет понятно, что все не так просто. Люди очень разные — мы разного роста, делимся на правшей и левшей, наконец, есть люди с проблемными, а то и вовсе отсутствующими конечностями.
Если руководствоваться общечеловеческими интересами, получается, что либо в руке в разных местах должно быть несколько чипов, связанных друг с другом и решающих одну и ту же задачу (эдакая небольшая локальная сеть), либо чип должен действовать на расстоянии большем, чем несколько сантиметров.
Второй вариант чисто технически вполне возможен, но он связан с дополнительными рисками с точки зрения безопасности: взломщики будут потенциально способны считать данные с чипа издалека, используя направленную антенну, — похожий метод сейчас применяется к Bluetooth.
Как человек с чипом под кожей, скажу, что мне ближе первый вариант. Хотя до имплантации, если бы меня попросили выбрать, я совершенно точно предпочел бы второй.
Биочип должен пустить корни
Но местоположение чипа — часть проблемы. Помните, я сказал, что биочип «кочует» под кожей? Эту проблему тоже необходимо решить. Я включил все свои навыки продуктового менеджмента вместе с теорией решения изобретательских задач и на данный момент вижу решение так:
Для того чтобы биочипом было по-настоящему удобно пользоваться, он должен видоизмениться и адаптироваться под нужды человека. Самое главное требование — он должен существовать в трех состояниях:
- до и в процессе имплантации;
- после имплантации;
- перед извлечением (если человек по каким-либо причинам решил избавиться от чипа).
На первой стадии чип должен быть максимально миниатюрным и плоским, для того чтобы с минимальным сопротивлением попасть под кожу, а оказавшись под ней, абсолютно не прощупываться, в каком месте он бы ни находился. Его, как и прежде, можно имплантировать путем инъекции, но через меньшую, более плоскую иглу. Чип должен находиться в состоянии сна и быть деактивированным.
После инсталляции я, как пользователь, должен иметь возможность сделать две вещи. Первая — оживить чип. В прямом смысле: единственный вариант, при котором чип будет ощущаться гармонично и перестанет скользить под кожей, — это если он «врастет» в тело.
Для этого оживленный чип должен медленно, в течение нескольких дней, отрастить очень тонкие «корни», благодаря которым он плотно закрепится и станет полноценной частью организма. Заодно те же «корни» могут использоваться для питания чипа или связи его с нейронной системой.
Однако рано или поздно настанет момент, когда я, как пользователь, захочу избавиться от чипа. Не так важно, по каким причинам — от осознания необходимого апгрейда на более совершенный до внутренней психологической паранойи, проявляемой в виде внезапной технофобии и желания снять с себя все, уехать на дикий мексиканский пляж, сесть голой попой в песок и медитировать до конца дней.
В этом случае я должен иметь возможность беспрепятственно забрать с чипа нужную мне информацию и отправить ее в облако, предварительно зашифровав. А затем — умертвить чип. Физически его убить, заставив девайс в течение нескольких дней избавиться от «корней» (они должны отмереть так же, как вянут и исчезают клубничные «усики») и превратиться в гладкий и плоский кусок материи, который можно извлечь в кустарных условиях при помощи скальпеля, спирта и пинцета.
Как вариант, можно подумать о чипах, которые после деактивации пользователем будут просто растворяться.
Второе требование — симбиоз
Один из самых популярных вопросов, он же — сублимация опасений читателей моих «записок киборга»: «Злоумышленники могут отрезать вам руку и пользоваться вашим чипом?». К сожалению, ответ на этот вопрос — да, могут.
Существует миллион аспектов этого вопроса. Начиная с того, что кто-то должен знать, в какой именно зоне тела находятся чипы, и заканчивая тем, что отрезать человеку руку — это все-таки покруче, чем украсть пароль. Для этого злоумышленник должен либо находиться на грани отчаяния, либо по природе быть отпетым душегубом. Но в целом опасение верное.
Для того чтобы избавиться от этой бреши в безопасности, необходимо сделать чип абсолютно бесполезным без его носителя. Чип, отделенный (извлеченный или отсеченный) от организма его владельца, должен просто переставать работать.
Необходимо позаботиться и о других сценариях кражи информации с чипа — скажем, в состоянии контролируемого сна. Чтобы снизить риск взлома, чип должен требовать другие факторы аутентификации — например, по голосу пользователя или с помощью дополнительного физического устройства/токена, положение которого известно только владельцу.
#BionicManDiary, запись № 002: про то, как биочип начал ворочаться по ночам
Tweet
Предлагайте свои варианты сценариев в комментариях: как, по-вашему, может выглядеть чип, какие ситуации стоит предусмотреть — смело высказывайтесь. Эксперимент — он на то и эксперимент, чтобы проверять самые невероятные теории, которые на поверку могут оказаться жизненно важными.
Мой следующий пост — про то, как я за две минуты обошел на своем смартфоне собственный биочип-пароль на разблокировку телефона, и про то, что я в связи с этим могу порекомендовать разработчикам мобильных и веб-приложений.
Искренне Ваш,
ЧЕ
P.S. Все посты и твиты можно отыскать по хэштегу #BionicManDiary.
Если есть вопросы — любые, смело задавайте в Facebook или Twitter — я стараюсь отвечать на 100% сообщений.