Фильм «Кибер» режиссера Майкла Манна («Смертельное влечение», «Последний из могикан») представляет собой образчик жанра «убийца — дворецкий» на тему цифровых технологий. В центре сюжета пара серьезных кибератак и дуэт несовместимых партнеров, один из которых — полковник Народно-освободительной армии Китая, а другой — осужденный преступник. Перед ними стоит задача — выследить злоумышленников, стоящих за атаками, до того, как они нанесут следующий удар.
Кадр из фильма «Кибер»Начинается все с центра управления атомной электростанции. Зритель будто смотрит через плечо сотрудника, ответственного за контроль температуры ядра реактора. Мы видим дисплей, на котором стрелка маячит где-то в зеленой зоне температурной шкалы, а на заднем плане виднеется бассейн воды, служащей для охлаждения реактора.
Раз уж это фильм про хакеров, нет ничего неожиданного в том, что камера «ныряет» внутрь компьютерного дисплея, «проносится» сквозь Ethernet-кабель в сервер, где взгляд объектива задерживается на какой-то плате, увеличивая картинку так, что становится видно отдельные пакеты данных, передающиеся из точки А в точку Б.
29 января в прокат выходит фильм Майкла Манна "Кибер" с Крисом Хемсвортом в главной роли. http://t.co/6Te8lG9Gs4
— Кинотеатр Москва (@Cinema_Moscow) December 14, 2014
Из этих цифровых джунглей мы переносимся в ожидаемо плохо освещенную и захламленную комнату, обшитую деревянными панелями и напоминающую грязную, но аутентичную и вкусную китайскую забегаловку. Палец зловеще зависает над клавиатурой, нажимает на клавишу «Enter» — и далее мы следуем взглядом за мощным потоком пакетов, устремившимся в систему АЭС. Затем действие перемещается из сети под воду, где насос, накачивающий воду в систему охлаждения реактора, ускоряется и, естественно, ломается. И тут, конечно же, АЭС взлетает на воздух.
Через секунду в ходе менее драматичного хакерского инцидента, использующего тот же самый художественный прием «камера внутри сети», мы становимся свидетелями того, как на Нью-Йоркской фондовой бирже взлетают цены на сою. Внимание, спойлер: плохие парни вложились в сою, чтобы поднять денег на разработку следующей операции. В конце концов выясняется, что атака на атомную электростанцию была лишь тренировкой перед финальным «бдыщ!» и проверкой возможности использовать разработанный злодеем вирус для повреждения логики программируемых контроллеров: такой же водяной насос, как на АЭС, используется на предприятии, ставшем последней целью злоумышленников.
У меня возник вопрос: если ребята могут украсть $75 млн с NYSE, почему бы им не купить водяной насос и не протестировать вирус в лаборатории, не привлекая лишнего внимания? Или даже проще: если уже есть работающая и приносящая хорошие деньги технология атаки на биржу, почему бы просто не зарабатывать с ее помощью, забыв про все эти взрывы, насосы и прочие развлечения? В конце-то концов, мотивацией для злодеев служили деньги. Но вернемся от риторических вопросов обратно к сюжету.
Специалист по #безопасность @TheBrianDonohue написал рецензию на фильм #Кибер (#Blackhat)
Tweet
Далее: Чен Девей (Ли Хом Ван) — быстро набирающий влияние эксперт по кибербезопасности Народно-освободительной армии в чине капитана. В одной из сцен он умоляет свое начальство использовать экспертные знания ФБР, чтобы выследить тех, кто стоит за атаками. Он же в следующей сцене выделяет зеленые строки кода на черном экране компьютера и бежит консультироваться со своей младшей сестренкой (Тан Вэй) — привлекательной программисткой, чье предназначение в фильме, увы, совершенно предсказуемо: послужить объектом чьей-то любви.
What "Blackhat" gets right: A chat with former hacker and film advisor Kevin Poulsen http://t.co/3LtaLVqMA8 pic.twitter.com/acn8r6YrrG
— Gizmodo (@Gizmodo) January 16, 2015
В ходе плохо продуманного диалога Девея с агентом ФБР Кэрол Бэрретт (Виола Дэвис) он узнает RAT, который использовался для внедрения бэкдора в контроллер реактора электростанции. Именно через этот бэкдор в систему просочился вирус, который произвел спуфинг панелей мониторинга состояния ядра реактора и вывел из строя насос.
Но кто в таком случае написал RAT? Не кто иной, как наш непокорный, безумно талантливый, но невезучий заключенный — герой фильма Ник Хэтеуэй (Крис Хемсворт), с помощью Девея, в то время еще просто соседа по общаге Массачусетского технологического института. Это проверенный годами сценарий, который мы видели тысячу раз: молодой и успешный второстепенный персонаж нуждается в помощи попавшего в оборот, но талантливого старого друга.
О том, что за фрукт этот Хэтеуэй, мы узнаем из сцены, где охранники избивают его, найдя в камере телефон, при помощи которого он, очевидно, взломал систему тюремной комиссии, чтобы пополнить счета своих друзей по тюрьме. Конечно же, департамент юстиции предлагает Хэтеуэю временное освобождение из-под стражи, если он поможет им поймать злодеев.
Выпускник MIT Хэтеуэй встал на скользкую дорожку киберпреступника из-за старой судимости и теперь мотает 14-летний срок за то, что украл миллионы долларов у банков (только у банков, как обязует образ Робин Гуда). Принимает ли он предложение правоохранителей? Конечно, нет! Будучи блестящим переговорщиком и азартным игроком, он требует для себя полной амнистии, если у него получится выследить гада.
В этом месте уже вполне можно вынести вердикт: в целом фильм совершенно проходной, даже несмотря на приятную (хоть и не всегда полную) правдоподобность изображения технологий. Было очевидно, что сценаристы попытались содрать фабулу с реальной истории вируса Stuxnet, добавив пару бредовых деталей, чтобы придать сюжету динамичности.
We talked to the former FBI agent who helped turn Thor into a hacker for the movie #Blackhat. http://t.co/FiuhUtnNqv pic.twitter.com/Uc0EVG3GRw
— PCMag (@PCMag) January 16, 2015
«Кибер» вряд ли получит награды типа «Лучший актер» или что-то в этом роде, если, конечно, «Оскар» не начнут давать техническим консультантам. Герои говорят о контроллерах, 512-битном GPG-шифровании, вирусах и RAT, они раскрывают детали сверхсложной схемы похищения денег, и даже оболочка Bourne Shell, корневой каталог и ядра ОС появляются в камео.
Однако, как и во всех фильмах про хакеров, сюжет теряет всякую правдоподобность в ту самую секунду, когда наш компьютерный гений начинает палить из пистолета, как Джеймс Бонд. Также в тех случаях, когда что-то не получается объяснить логично, сценаристы периодически используют популярный прием «рояль в кустах». Например, через фишинговую атаку, на которую не повелась бы даже моя теща, Хэтеуэй взламывает АНБ, чтобы получить удаленный доступ к ПО их суперкомпьютера, которое, в свою очередь, используется Хэтеуэем и департаментом юстиции для восстановления критически важных строк кода.
Мы составили список хаков из игры #Watch_dogs, которые на самом деле встречаются в жизни ― читайте и удивляйтесь! http://t.co/6QSqqnlBBs
— Kaspersky (@Kaspersky_ru) July 22, 2014
Можно ли назвать этот фильм замечательным? Господи, конечно, нет! Можно ли его назвать хотя бы просто хорошим? Пожалуй, ответ все равно отрицательный. Это обычное развлекательное кино, в котором сюжет хотя бы частично логичен, что уже неплохо. Сценаристы прекрасно поработали, стараясь представить сложные понятия информационной безопасности таким образом, чтобы их мог понять даже неискушенный зритель.
При продолжительности 2 часа 13 минут «Кибер» идет на 43 минуты дольше, чем должен быть любой проходной боевик про хакеров. Я бы не пошел на него в кинотеатр еще раз. Но если бы он попался мне во время ленивого переключения телеканалов в субботу вечером (таким образом я когда-то посмотрел «На крючке»), я бы, вероятно, остановил на нем свой выбор. Вердикт: три звезды по семибалльной шкале.