Легенды гласят, что наши смартфоны нас подслушивают. Оказывается, делать им это совсем не обязательно — информации, которую передают брокерам данных практически все установленные на вашем смартфоне приложения, от игр до прогноза погоды, с лихвой достаточно, чтобы составить на вас полное досье. И если долгое время под «слежкой в Интернете» подразумевалось, что поисковые и рекламные системы — а с ними и рекламодатели — знают, на какие сайты вы ходите, то с появлением смартфонов ситуация изменилась к худшему — теперь рекламодатели знают, куда вы ходите физически и как часто. Как у них это получается?
Каждый раз, когда любое мобильное приложение собирается показать рекламу, за ваше внимание проходит молниеносный аукцион, определяющий на основании переданных с вашего смартфона данных, какую именно рекламу вам покажут. И, хотя вы видите только рекламу победителя, данные о потенциальном зрителе, то есть о вас, получают все участники торгов. Недавно поставленный эксперимент наглядно показал, как много компаний получают эту информацию, насколько она детализирована и как мало помогают защититься встроенные в смартфоны опции «Не отслеживать меня», «Не показывать персонализированную рекламу» и аналогичные. Но мы все же посоветуем способы защиты!
Какие данные пользователя получают рекламодатели
Все мобильные приложения устроены по-разному, но большинство из них начинают «сливать» данные в рекламные сети еще до того, как показать какую-либо рекламу. В вышеописанном эксперименте мобильная игра сразу же после запуска отослала в рекламную сеть Unity Ads обширный набор данных:
- информацию о смартфоне, включая версию ОС, уровень заряда батареи, уровень яркости и громкости, количество свободной памяти;
- данные о сотовом операторе;
- тип подключения к Интернету;
- полный IP-адрес устройства;
- код «вендора», то есть производителя игры;
- уникальный код пользователя (IFV) — идентификатор для рекламной системы, привязанный к производителю игры;
- еще один уникальный код пользователя (IDFA/AAID) — идентификатор для рекламной системы, единый для всех приложений на смартфоне;
- текущую геолокацию;
- согласие на рекламную слежку (да/нет).
Интересно то, что геолокация передается, даже если она целиком отключена на смартфоне. Правда, приблизительная, вычисленная на базе IP-адреса. Но с учетом имеющихся в общем доступе баз соответствия физических и интернет-адресов, это может быть достаточно точно — с точностью до района города или даже дома. Если же геолокация включена и разрешена приложению, передаются точные данные.
Согласие на рекламную слежку в описанном случае было передано как «Пользователь согласен», хотя автор эксперимента такого согласия не давал.
Кто получает данные и как часто?
Поток данных отправляется всем рекламным платформам, подключенным в конкретном приложении. Их зачастую несколько, и какая из них будет использована при показе рекламы — решает сложный алгоритм. Но некоторые данные получают все подключенные сети — даже те, что не используются в данный момент. Кроме уже упомянутой Unity (а рекламная платформа — источник 66% дохода для производителей этого игрового движка), свои платформы есть у Facebook*, Microsoft, Google, Apple, Amazon и десятков специализированных компаний вроде ironSource.
Далее, та рекламная сеть, которая показывает рекламу в приложении в данный момент, отправляет большой набор данных пользователя в систему рекламного аукциона (RTB, real-time bidding), и разные рекламодатели, анализируя информацию о пользователе, молниеносно торгуются за показ рекламы. Вы смотрите видео победителя, но информацию о геолокации в сочетании с точным временем, IP-адресом и всеми остальными данными получает каждый участник аукциона. По оценкам автора эксперимента, эти данные собирают сотни малоизвестных фирм, среди которых могут оказаться и подставные, принадлежащие спецслужбам.
В этом видео автора эксперимента показано, что обращения к рекламным серверам идут десятками в секунду, при этом данные получал даже Facebook*, при том, что ни одно приложение Meta** не было установлено на смартфоне экспериментатора.
Иллюзия анонимности
Владельцы и операторы рекламных сетей очень любят рассказывать про анонимные и деперсонализированные данные, используемые при таргетинге рекламы. На практике же рекламные системы прикладывают значительные усилия, чтобы точнее идентифицировать пользователей в различных приложениях и на разных устройствах.
В списке передаваемых данных, приведенном выше, указаны два разных кода пользователя, названных IFV и IDFA/AAID (IDFA — это название для Apple, AAID — для Android). Первый код присваивается смартфону и его владельцу каждым производителем приложений. Если у вас есть три игры одного и того же производителя, каждая из них будет при показе рекламы передавать с вашего смартфона один и тот же IFV. Но приложения от другого автора создадут и будут передавать в ту же рекламную сеть другой код. А вот IDFA/AAID — это рекламный идентификатор всего смартфона. Если в настройках смартфона вы дали согласие на «персонализацию рекламы», то все игры и все приложения будут пользоваться одним и тем же IDFA/AAID.
Если же отключить персонализацию и не давать на нее согласия, то IDFA/AAID будет заменен нулями, но IFV никуда не денется. Объединяя данные, переданные при каждом показе рекламы, рекламные сети и рекламодатели могут собирать «досье» на анонимных пользователей, связывая их как раз по этим идентификаторам. Но как только где-нибудь, например при покупке на сайте рекламодателя, человек введет свой адрес электронной почты, номер телефона, банковские данные или домашний адрес — анонимный идентификатор станет однозначно соответствовать конкретному человеку.
Как мы уже писали в статье про утечку Gravy Analytics, данные о геолокации настолько ценны, что для их сбора даже создают псевдоброкеров рекламы. А благодаря идентификаторам IFV и особенно IDFA/AAID можно свести воедино и нанести на карту все известные места и время нахождения «мистера Х» и зачастую деанонимизировать его по одним лишь этим данным.
Но иногда не нужно даже заниматься сложным анализом перемещений. Вышеописанные таблицы, в которых рекламным идентификаторам поставлены в соответствие полное имя, домашний адрес, адрес электронной почты и прочие совсем уже персональные данные, просто продаются некоторыми нечистоплотными брокерами. В этом случае точные личные данные и детальная история перемещений образуют законченное досье на пользователя.
Как защититься от рекламной слежки
Практика показывает, что ни строгие законы вроде GDPR, ни настройки приватности в операционной системе смартфона не дают полной защиты от описанных способов слежки. Нажать в приложении кнопку, запрещающую персонализацию рекламы, — даже не полумера, а десятая часть меры. На практике это лишь удалит из телеметрии один идентификатор, а прочие данные все равно передадутся рекламодателям.
Случаи вроде утечки Gravy Analytics и скандала с брокером Datastream демонстрируют масштаб проблемы — индустрия рекламной слежки огромна и пронизывает большинство приложений, не только игр. При этом данные геолокации покупают самые разные деятели — от рекламных фирм до спецслужб. А иногда они бесплатно достаются хакерам, если брокер данных был небрежен в защите данных. Чтобы минимизировать присутствие своих данных в подобных утечках, придется изрядно постараться.
- Не разрешайте доступ к геолокации приложений, кроме тех, которые нуждаются в геолокации для выполнения своей основной функции (навигаторы, карты, сервисы такси). Например, сервису доставки или банковскому приложению ваша геопозиция для работы вовсе не обязательна — не говоря уж об играх или приложениях магазинов и маркетплейсов: в конце концов, адрес доставки можно и вручную указать.
- Старайтесь в целом давать приложениям минимум разрешений, не разрешайте отслеживать ваши действия в других приложениях и не давайте полного доступа к галерее вашего смартфона — уже появились вредоносы, умеющие анализировать данные на фотографиях с помощью ИИ, и что может помешать недобросовестным разработчикам приложений делать то же самое? А ведь все фотографии, сделанные вашим смартфоном, помимо прочего, содержат и геометку.
- Настройте на смартфоне безопасный DNS-сервис с функцией фильтрации рекламы — это заблокирует значительную часть рекламной телеметрии.
- Старайтесь использовать приложения без рекламы. Обычно это либо приложения категории FOSS (free and open-source software, бесплатные приложения с открытым исходным кодом), либо, наоборот, платные приложения.
- Отключите использование рекламного идентификатора в iOS и удаляйте или сбрасывайте его в Android хотя бы раз в месяц (отключить его полностью в Android нельзя). Помните, что эти действия снижают количество информации о вас, но не отключают отслеживание целиком.
- Старайтесь не использовать в приложениях кнопки «Войти с Google» и другие аналогичные службы, по возможности пользуйтесь приложениями без создания учетной записи. Это усложнит объединение вашей активности в разных приложениях и сервисах в единый рекламный профиль.
- Минимизируйте число приложений на смартфоне, периодически удаляйте ненужные — следить за вами приложение может, даже если вы им не пользуетесь.
- Используйте полноценную защиту на всех своих устройствах, например Kaspersky Premium. Это защитит вас от еще более агрессивных приложений, рекламные модули которых больше похожи на вредоносное ПО.
- Включите в настройках Kaspersky на вашем смартфоне опции Анти-Баннер и Защита от сбора данных на iOS или Интернет-защита на Android — это значительно сократит возможности трекинга ваших действий.
Если вы еще не осознали всех масштабов слежки за вами с помощью смартфона — вот вам подборка леденящих душу историй о том, кто и как за нами следит.
* Facebook принадлежит компании Meta**, признанной экстремистской организацией в Российской Федерации.
** Компания Meta признана экстремистской организацией в Российской Федерации.