Шокирующей новостью этого утра стала покупка самого популярного приложения для мобильных чатов, WhatsApp, социальной сетью Facebook. Сумма сделки составила $19 млрд, или $42 за пользователя. Учитывая, что стоимость сервиса WhatsApp для абонентов составляет $1 в год, окупить сделку, взимая эту символическую плату, социальная сеть не сможет. Уже возникли опасения, что в приложении появятся реклама и сопутствующие ей инструменты мониторинга, сканирование переписки для таргетирования рекламы. Стоит ли искать WhatsApp замену?
Во-первых, не стоит паниковать — вопрос не срочный. В своих постах на эту тему Марк Цукерберг, глава Facebook, и Ян Кум, босс WhatsApp, явно подчеркнули, что WhatsApp останется независимой компанией со своей независимой политикой. Учитывая знаменитую нелюбовь Кума к рекламной модели заработка, можно не сомневаться, что в обозримом будущем баннеров и аналитики в мессенджере не появится. Конечно, со временем все меняется, но для тех, кто все же решит «сбежать» из WhatsApp, на выбор замены и агитацию среди друзей остается много времени — минимум год.
Во-вторых, нет повода дополнительно волноваться за приватность переписки. Честно говоря, WhatsApp не создавался как средство конфиденциального общения и в прошлом не раз подвергался взломам, атакам, приводящим к возможности «прослушивания». На сегодня в мессенджере более-менее решили проблемы с шифрованием, а также, по заявлениям владельцев, история переписки не хранится после доставки адресату, поэтому за старые тексты можно не волноваться. Но конфиденциальное общение все же лучше вести с помощью специализированных средств, и сделка с Facebook здесь даже ни при чем. Волнуйтесь скорее об АНБ и подобных спецслужбах.
Кратко резюмируя, на сегодня поводов срочно менять платформу общения нет. Более интимные сообщения через стандартные средства коммуникации, будь то Facebook, WhatsApp, e-mail и т.д., пересылать вообще не стоит, по крайней мере в открытом виде. Для этого придумано шифрование. Чего стоит опасаться в ближайшей перспективе, так это волны разного рода фальшивых рассылок, которые побуждают пользователей «подтвердить свой аккаунт», «отписаться от рекламы Facebook в WhatsApp», в общем, нажать на вредоносную ссылку, замаскированную под рассылку от WhatsApp, чтобы заразиться мобильным вредоносом или сообщить мошенникам свои личные данные.