Слухами земля полнится, и сплетни про ИБ-компании, переходящие из уст в уста, — не исключение. За 21 год существования «Лаборатории» мы сталкивались с огромным количеством домыслов о нас и наших продуктах. Вот три самых живучих:
- «Антивирус Касперского» страшно тормозит сам и мешает другим программам.
- «Лабораторию Касперского» контролирует КГБ, ну или как минимум мы сливаем данные в надлежащие органы.
- «Лаборатория Касперского» сама пишет вирусы, чтобы с ними потом бороться.
Рассказываем, откуда это все пошло и как обстоят дела на самом деле.
Миф первый: «Касперский» тормозит
Как ни странно, самый древний миф оказался самым живучим. Тормозит, дескать, ваш антивирус так, что работать невозможно. Мы бы поспорили: нет, не тормозит. Точнее, так: больше не тормозит. Действительно, в середине 2000-х, когда вышла не очень удачная версия антивируса, были проблемы с производительностью — и именно отсюда у этого мифа растут ноги.
Но начиная с 2006-го, когда вышел Kaspersky Anti-Virus 6.0 с полностью новым движком, наши продукты потребляют значительно меньше ресурсов и практически не тормозят систему.
«Компьютер стал тормозить. Снёс «Касперского», легче не стало».
Ну а чтобы не быть голословными, подкрепим наши утверждения сухими фактами: например, за первые семь месяцев 2018 года продукты «Лаборатории Касперского» трижды отличились в испытаниях независимого центра AV-TEST на быстродействие:
- KasperskySmall Office Security — награда «Самая высокая производительность» (BestPerformance).
- Kaspersky Internet Security — победа в номинации «Быстродействие» (Best Performance for Consumer Users).
- KasperskyInternetSecurity, но уже для macOS — обнаружил все зловреды в системе, потребляя при этом менее 1% ресурсов.
Но, понятное дело, остались те, кто надолго запомнил времена до 2006 года и каждый раз нам это припоминает. Однако уже довольно давно упреки не по адресу: награды за быстродействие мы получаем уже который год подряд, а тормоза — дела давно минувших дней.
- Итого: нет, не тормозит «Антивирус Касперского» — это один из самых быстрых антивирусов.
Миф второй: «Лаборатория Касперского» и кровавая гэбня
Особо талантливые конспирологи периодически начинают что-нибудь вещать про то, что «Лабораторию» создавали исключительно с целью разработки кибероружия и слежки за пользователями для КГБ. И сам Касперский в школе КГБ учился, так что сомнений, дескать, быть не может.
Если вдруг кто-то забыл, КГБ прекратил свое существование 3 декабря 1991 года, а «Лаборатория Касперского» основана в сентябре 1997-го. То есть разрабатывать кибероружие и собирать данные для КГБ уже на момент основания «Лаборатории» невозможно было ну никак. Что касается преемницы советской спецслужбы, ФСБ, а также другой силовой структуры — МВД, то на момент основания «Лаборатории Касперского» в этих структурах слово «вирус» знали исключительно в контексте гриппа.
Впрочем, не будем отпираться — мы действительно сотрудничаем и с МВД, и с ФСБ. А также с другими организациями, такими как Интерпол и многочисленные центры экстренного реагирования по всему миру. Однако эксперты «Лаборатории Касперского» помогают исключительно расследовать киберпреступления и ловить киберпреступников. Никакого другого сотрудничества нет — оно противоречило бы нашим принципам. Ну а помощь в ловле киберпреступников дает свои полезные плоды: один из самых ярких примеров — пресечение деятельности группировки Lurk, похитившей со счетов россиян более 3 млрд рублей.
Список дел:
купить хлеб,
позвонить Геннадию,
согласовать пост с товарищем майором.
С недавних пор мы не видим смысла сотрудничать с европейскими правоохранителями, но с остальными структурами такого рода совместную деятельность не прекращаем и даже наращиваем. Мир во всем мире не настанет, если не переловить всяческий киберкриминалитет. Мы не можем ловить их сами — права у нас такого нет, но с удовольствием помогаем это делать тем, кто может. Никаких пользовательских данных ни одной спецслужбе не сливаем — мы вообще обращаемся с данными предельно аккуратно, используем в анонимизированном виде и защищаем от любого рода утечек.
- Итого: «Лаборатория Касперского» сотрудничает силовыми структурами, но только в рамках расследования киберпреступлений. Никаких данных мы никому не сливаем.
Миф третий: «Лаборатория Касперского» сама пишет вирусы
Кое-кто считает, что на самом деле мы сами пишем всяческие зловреды, а потом сами же ловим. Ну а делаем мы это якобы для того, чтобы наш антивирус лучше продавался — иначе кому он нужен, без вирусов-то.
Вот у этого мифа ни исторической, ни какой-то другой подоплеки нет вообще — это в чистом виде теория заговора и шапочка из фольги. Во-первых, представьте себе, какого масштаба репутационный ущерб мы бы понесли, если бы про такую деятельность прознали конкуренты и СМИ. А они бы обязательно прознали: часть задачи по исследованию зловредов — это атрибуция, то есть попытка по различным признакам установить, кто написал вредоносный код. Часто это удается сделать с довольно высокой точностью. В общем, если бы кто-то поймал нас на написании вирусов, «Лабораторию» бы разнесли на мелкие щепки. Но до сих пор никто не поймал — просто потому, что не делаем мы этого, не делали и не собираемся делать.
Если «Лаборатория Касперского» пишет вирусы, то МЧС наверняка устраивает наводнения, а вулканологи разжигают вулканы
Во-вторых, нам, знаете ли, совершенно нет никакой нужды писать зловреды самим для повышения востребованности антивируса: всякой дряни, от которой нужно защищать людей, хватает — только успевай ловить. В штате компании почти 4000 человек — и всем есть чем заняться, причем без написания вирусов. Для примера: за прошый год мы наловили более 15 миллионов уникальных вредоносных объектов — ну куда нам самим еще новые писать?
Ну и в-третьих, это противоречит нашим этическим принципам. Мы не без гордости заявляем, что стараемся спасти мир, и написание зловредов в эту миссию никак не укладывается.
- Итого: нет, «Лаборатория Касперского» не пишет вирусы. Их слишком много пишут без нас, а нам нравится их ловить.
Откуда у мифов ноги растут
Получается, что миф про медленную работу — это дела давно минувших дней, которые люди пересказывают, не проверяя, как обстоят дела сейчас. Миф про КГБ — неверно трактуемая информация про сотрудничество с силовыми структурами, плюс вечная песня любителей теории заговора про то, что «в КГБ бывших не бывает». Ну а миф про то, что мы сами пишем вирусы — чистая конспирология. Людям скучно жить без «тайных знаний» — приходится их придумывать.