Уйти нельзя остаться

Исследования показывают: пользователи социальных сетей хотели бы прекратить бесполезно тратить свое время, но не могут разорвать узы

Согласно результатам опроса 4831 активного пользователя социальных сетей, который «Лаборатория Касперского» провела в 12 странах, подавляющее большинство (78%) респондентов задумывались о том, чтобы уйти из них, но вынуждены продолжать пользоваться ими. На первом месте среди причин, по которым пользователи хотели бы покинуть социальные сети, то, что они тратят на них слишком много времени. Об этом сообщили 39% респондентов. А в качестве главной причины, удерживающей пользователей в социальных сетях, 62% назвали необходимость оставаться на связи с родственниками и друзьями.

social-accounts-disposal-featured

В этом посте мы обобщаем и интерпретируем результаты проведенного опроса.

Основные выводы

  • 78% активных пользователей социальных сетей сообщили о том, что задумывались покинуть социальные сети;
  • основные причины, по которым респонденты хотели бы покинуть социальные сети:
    • устали тратить время впустую — 39%;
    • не нравится то, что за ними следят ИТ-гиганты, — 30%;
  • основная причина, по которой пользователи вынуждены продолжать пользоваться социальными сетями, несмотря на желание покинуть их: 62% хотели бы продолжать поддерживать связь с родственниками и друзьями;
  • пользователи в целом благосклонно относятся к идее решения, которое даст им возможность получить контроль над своими «цифровыми воспоминаниями», но 28% респондентов отметили, что будут или не будут пользоваться им в зависимости от того, насколько оно окажется удобным;
  • три наиболее важные функции такого решения, по мнению респондентов:
    • возможность ограничить доступ приложениям и сервисам третьих сторон к «цифровому профилю» человека — 50%;
    • сильное шифрование — 46%;
    • гибкий и удобный интерфейс приложения, обеспечивающий удобство работы с контентом, — 34%.

Интерпретация

Первый вопрос, который мы задали пользователям, звучал так: «Вы когда-либо задумывались о том, чтобы прекратить пользоваться социальными сетями?» Подавляющее большинство (78%) ответило «да»! Небольшая часть большинства (6% от общего числа респондентов) пошла дальше, заявив, что они терпеть не могут социальные сети. Лишь 17% участников опроса сказали, что никогда не думали уйти из социальных сетей.

Итак, почему же люди хотели бы прекратить пользоваться социальными сетями?

Рис.1. Причины, по которым пользователи социальных сетей хотели бы их покинуть

Рис. 1. Причины, по которым пользователи социальных сетей хотели бы их покинуть

Самой популярной причиной для отказа от социальных сетей является растущее ощущение того, что пользователи тратят на них слишком много времени (об этом сообщили 39% респондентов). Второй по популярности причиной стало то, что пользователям не нравится, когда ИТ-гиганты «подсматривают» за ними (30%). Впрочем, в некоторых странах, например в Италии и Германии, эта причина была на первом месте, в то время как ощущение бесполезной траты времени — на втором. В Испании эти причины получили примерно одинаковое количество голосов. О методологии опроса мы расскажем подробнее чуть ниже, а пока поговорим о том, почему пользователи не могут уйти из социальных сетей.

Как в принципе и ожидалось, самой популярной причиной, по которой люди вынуждены продолжать пользоваться социальными сетями, стала необходимость поддерживать общение со своими друзьями и родственниками — на это сослались 62% респондентов.

Рис. 2. Причины, вынуждающие людей продолжать использовать социальные сети (вопрос с множественным выбором ).

Рис. 2. Причины, вынуждающие людей продолжать использовать социальные сети (вопрос с множественным выбором)

На втором месте (21%) — пользователи хотят делиться своими цифровыми воспоминаниями и полагают, что социальные сети — это самый подходящий для этого инструмент. Каждый шестой (18%) сообщил, что использует свой аккаунт для входа в другие веб-сервисы.

Мы также спросили пользователей о том, что они думают по поводу идеи сервиса, который позволил бы им сохранить их цифровые воспоминания (переписку, видео, фото и так далее) в одном месте, офлайн или в облаке. С помощью такого сервиса пользователи могут получить больше свободы действий со своими онлайн-аккаунтами без риска быть отрезанными от своей «цифровой памяти» и не зависеть от канала связи или настроения модераторов. В крайнем случае пользователи могли бы прекратить пользоваться социальной сетью, сохранив при себе все то, что они до этого выложили онлайн.

Рис. 3. «Если бы вы могли собрать все свои переписки, фото, видео и другие воспоминания в одном месте, вы бы сделали это?»

Самым популярным ответом на этот вопрос стал: «Возможно. Это зависит от того, насколько «хранилище» будет удобным» — так ответили 28% респондентов. Однако второй по популярности в среднем вариант (22% респондентов): «Мысль интересная — сделать бэкап всей своей жизни в Сети» — оказался более важным для пользователей из Бразилии, Италии и Испании. Утверждение: «Это моя жизнь, пусть и виртуальная, и я хочу сохранить ее» нашло отклик лишь у 19% респондентов, заняв третье место по важности для пользователей.

Рис. 4. Функции решения, в которых заинтересованы пользователи (вопрос с множественным выбором)

Рис. 4. Функции решения, в которых заинтересованы пользователи (вопрос с множественным выбором)

Когда мы спросили пользователей о том, какие функции они считают самыми важными для такого решения, на первое место в целом по всем странам (50%) вышел вариант с ограничением доступа приложений и сервисов третьих сторон к их оцифрованной жизни. Однако в Бразилии на первом месте оказалось шифрование данных (46% в среднем по всем странам), а в России — возможность удобной работы с сохраненной информацией (34% в среднем по всем странам).

Методология

Опрос, содержавший восемь вопросов и переведенный на девять языков (английский, испанский, португальский, французский, итальянский, немецкий, русский, японский и турецкий), проводился в течение семи недель, в октябре и ноябре. В течение этого времени ссылка на опрос, запрограммированный в Poll Daddy, продвигалась посредством рекламы в Facebook и Twitter в США и Канаде (EN(NA) на графике ниже), Великобритании (UK), Испании (ES), Мексике (MX), Бразилии (BR), Франции (FR), Италии (IT), Германии (DE), России (RU) и Японии (JP). Количество респондентов в Турции (TR) соответствует органическому охвату.

image5

Вопросы «Что останавливает вас от отказа от социальных сетей?» и «В каких дополнительных функциях сервиса по хранению ваших данных вы были бы заинтересованы?», статистика ответов на которые приведена на рисунках 2 и 4 соответственно, позволяли выбрать множественные варианты ответа (до трех).

В целом распределение респондентов по возрастам довольно близко к распределению, которое дает Facebook для своей аудитории. С учетом общего количества респондентов в России и Бразилии можно предположить, что мы получили выборку, близкую к демографически репрезентативной для этих стран. Однако в таких странах, как Италия, Германия, США и Канада, доля возрастных респондентов (44–55 и старше 55) оказалась существенно больше, чем в распределении пользователей Facebook по возрастам, которое мы рассматриваем как эталонное.

Однако распределение респондентов по полу было далеко от равномерного: среди прошедших опрос мужчин оказалось в среднем 68%, а женщин — 29% (еще 3% отказались сообщать свой пол). Страной с минимальным «гендерным неравноправием» стала Россия (51% мужчин, 47% женщин, 2% не определились), в то время как в Бразилии перекос в сторону мужчин был наибольшим (92% против 7%).

Дополнительно стоит отметить достаточно большое количество пользователей, выбравших опцию «Другое» в вопросах о причинах, по которым они думают уйти из соцсетей, а также о причинах, по которым они вынуждены остаться. Это оставляет пространство для дальнейшего исследования данного феномена, которое сейчас и ведет «Лаборатория Касперского». Но о нем мы расскажем позже.

Советы

Как отключить слежку в iOS?

У вас есть iPhone, iPad или iPod? Потратьте несколько минут на настройку служб геолокации, чтобы сэкономить заряд батареи и сохранить конфиденциальность перемещений.