Приватность в популярных соцсетях: как дела в 2025-м?

В каких соцсетях ваши посты читают в основном друзья, а в каких на них учат ИИ и таргетируют рекламу? Изучаем рейтинг приватности популярных соцсетей 2025 года.

Какие соцсети наиболее приватны в 2025 году

Массовые переезды пользователей из одной соцсети в другую за последние годы участились. В основном это происходит не из-за появления новой классной соцсети, а из-за резких ухудшений ситуации в имеющихся. Пользователей отпугивают смены владельцев и алгоритмов сортировки постов, а также агрессивные политики обработки данных, например обучение ИИ.

Если вы задумываетесь о переезде, важно учесть, как социальные сети, видеосервисы вроде YouTube и Twitch, а также сайты тематического общения наподобие Reddit и Quora обращаются с информацией пользователей в 2025 году. Подробный анализ текущего положения вещей провели эксперты компании Incogni в своем Social Media Privacy Ranking 2025.

Полтора десятка ведущих платформ сравнили по многим параметрам: от сбора и перепродажи данных до простоты чтения политики конфиденциальности и количества штрафов за нарушения приватности. Наибольшей заботой о пользователях отличились Pinterest и Quora, а внизу рейтинга оказались TikTok и Facebook. Но будем честны: мы редко выбираем, в какой соцсети постить фото или обсуждать коллекционирование марок, на основании того, сколько ей выписали штрафов. Да и непросто сравнивать в одном списке мессенджеры и соцсети — от вторых обычно не ожидают совсем уж приватного общения. Поэтому мы вынесли в отдельный пост обзор приватности популярных мессенджеров, а сегодня решили взглянуть на выжимку из исследования Incogni, которая охватывает только соцсети, видеосервисы и сайты тематического общения, и лишь по повседневно практичным параметрам. Для простоты все эти сервисы мы будем дальше называть соцсетями.

Общий рейтинг рисков приватности

В зачете, в котором исследователи учли все параметры сравнения, между лидерами и аутсайдерами более чем двукратный разрыв по баллам (меньше баллов — выше приватность).

  1. Pinterest — 12,38
  2. Quora — 12,96
  3. Twitch — 13,51
  4. LinkedIn — 14,89
  5. Reddit — 15,19
  6. X/Twitter — 17,04
  7. YouTube — 18,52
  8. Instagram — 22,41
  9. TikTok — 23,01
  10. Facebook — 28,72

При этом до 10 баллов можно было проиграть конкурентам на штрафах в различных юрисдикциях за нарушения законов о персональных данных и местах их хранения: GDPR, CCPA, ФЗ-152. Учтены штрафы не только в Европе и США, но и других крупных странах — от Бразилии до Турции. Также учтено наличие утечек данных за весь период существования соцсети.

Здесь «флеш-рояль» из 9,6 штрафных балла собрал Facebook, чем и объясняется последнее место в рейтинге. Второе место с конца — у Х с 6 баллами штрафа, у остальных этот показатель не превысил 4,4.

Практичная приватность

Если брать в расчет такие параметры, как сбор данных на сайте и в приложении соцсети, использование информации в обучении ИИ, количество настроек приватности и видимость личных данных другим участникам, то верх и низ рейтинга ощутимо меняются:

  1. Twitch — 5,85
  2. Quora — 7,54
  3. Pinterest — 9,01
  4. LinkedIn — 9,36
  5. Reddit — 9,43
  6. X — 9,68
  7. Instagram — 11,92
  8. YouTube — 12,85
  9. Facebook — 12,94
  10. TikTok — 13

Интересно, что при этом сохраняются три группы — «лидеров», «аутсайдеров» и «середнячков» приватности, но в них происходят внутренние перестановки. Последние места TikTok и Facebook ожидаемы теми, кто следит за новостями кибербезопасности, а вот относительно высокая позиция LinkedIn стала сюрпризом. Но лучше не ограничиваться цифрами рейтингов, а посмотреть на особенности платформ в конкретных категориях.

Обучение ИИ

Горячая тема последних лет — обучение нейросетей на контенте пользователей. Многие не хотят дарить свои тексты и фото фирмам «бигтеха», и им важна возможность отказаться от участия в обучении.

Из рассмотренных соцсетей только Twitch вообще не заявляет о том, что на контенте пользователей будут проводить обучение ИИ. Все остальные собираются учить либо собственный, либо сторонний ИИ. Facebook и YouTube планируют делать и то и другое. Отказаться в настройках от этой перспективы можно в Pinterest, X, Quora и LinkedIn. В YouTube отказ частичный: только для создателей видео и только от тренировки стороннего ИИ, не принадлежащего Google.

Сбор данных для рекламы

Все платформы агрегируют данные о пользователях для разных целей: от улучшения продуктов до показа рекламы. Некоторые явно заявляют о возможности продавать данные. Информацию собирают через веб-сайты и мобильные приложения соцсетей, в ее состав входит не только то, что пользователь написал в постах или в своем профиле, но и идентификаторы, геолокация, данные об активности в приложениях и на сайтах (не только в пределах соцсети) и многое другое.

Изучив политики обработки данных, исследователи пришли к выводу, что важную персональную информацию для рекламы собирают и обрабатывают Twitch, LinkedIn, TikTok, YouTube, Facebook и Instagram. «Продает» информацию (в терминах калифорнийского закона CCPA) только Pinterest, а вот «делится» информацией с партнерами гораздо больше соцсетей: LinkedIn, Pinterest, Quora, Twitch, X, YouTube. Pinterest, Reddit и Quora также делятся с третьими сторонами данными о том, что в их приложениях ищут пользователи.

Рейтинг соцсетей в категории «сбор данных» отличается от общего зачета: наименее любопытны Quora, Reddit и X, дальше следуют TikTok, LinkedIn, Twitch, Facebook, Instagram, аутсайдерами стали YouTube и Pinterest. При этом самыми «жадными» до разнообразных данных пользователя мобильными приложениями оказались Facebook и Instagram, собирая на устройстве 37 из 38 возможных видов данных. За ними — LinkedIn с 31 видом данных, у YouTube и Pinterest — 27.

Настройки приватности

Исследователи сравнили в соцсетях количество настроек конфиденциальности и то, выбран ли в них самый безопасный вариант по умолчанию. Здесь абсолютным лидером стал Pinterest, изначально предлагающий высокий уровень приватности в настройках и собирающий мало данных при создании учетной записи. За ним следуют Quora, Reddit и Twitch с похожей картиной.

За группой лидеров в середине горячей десятки мы неожиданно встречаем Facebook, YouTube и LinkedIn, предлагающие значительное количество настроек приватности. Меньше всего параметров приватности и хуже всего они настроены по умолчанию у Instagram, X и TikTok.

Почти везде можно настроить аккаунт так, чтобы посторонним был виден минимум данных о пользователе. Довести публичность до минимума лучше всего получится в Pinterest, Facebook и TikTok, а хуже всего с этим в LinkedIn и X.

Выводы

Идеала среди соцсетей найти не удалось. Лидирующие по приватности сервисы вроде Twitch и Quora ориентированы на конкретные типы контента и не универсальны, а наиболее популярные соцсети вообще не стесняются собирать и использовать данные пользователей. Баланс по настройкам и сбору данных удалось нащупать LinkedIn, но имидж профессиональной соцсети и невозможность частично скрыть личные данные тоже ограничивают сценарии ее применения.

Мы рекомендуем перепроверить настройки приватности всех соцсетей, которыми вы пользуетесь, а поможет вам в этом наш бесплатный сервис Privacy Checker.

С какими еще нюансами приватности вы можете столкнуться в соцсетях? Читайте в наших постах:

Советы

Как отключить слежку в iOS?

У вас есть iPhone, iPad или iPod? Потратьте несколько минут на настройку служб геолокации, чтобы сэкономить заряд батареи и сохранить конфиденциальность перемещений.