Кто и как следит за вами в Интернете

Что такое веб-маяки и трекинговые пиксели, чем они неприятны и как их отключить.

Что такое трекинговые пиксели в почте и на сайтах и как их отключить

Представьте: как только вы заходите в торговый центр, за вами по пятам начинает ходить незнакомый человек. Он тщательно конспектирует, в какие магазины вы заходите. Вам дают в руки рекламную листовку — он заглядывает через плечо и следит, внимательно ли вы ее прочитали. Когда вы в магазине, он с секундомером замеряет, сколько времени вы простояли возле каждой полки. Звучит нелепо и несколько неприятно, правда? К сожалению, примерно это и происходит каждый раз, когда вы посещаете крупные веб-сайты, читаете почтовые рассылки интернет-магазинов и онлайн-сервисов, а также пользуетесь их фирменными мобильными приложениями. «Человек с секундомером» на практике — это системы аналитики, которыми оснащены практически все сайты, приложения и даже почтовые рассылки.

Зачем компаниям эта информация? Ответов несколько, и зачастую данные используются для всех целей одновременно.

  • Чтобы лучше знать ваши предпочтения, предлагать товары и услуги, которые вы купите с наибольшей вероятностью. Сюда же отнесем назойливую рекламу велосипедов, которая будет вас преследовать еще два месяца после посещения сайта с велосипедами.
  • Чтобы лучше подбирать тексты и изображения на сайтах и в письмах. Компания тестирует разные варианты описаний, заголовков и баннеров, а потом выбирает тот, который покупатели чаще и внимательней читают.
  • Чтобы определять, какие разделы мобильного приложения или сайта пользуются наибольшей популярностью и как вы с ними взаимодействуете.
  • Чтобы тестировать новые продукты, услуги, функции.
  • Чтобы просто перепродавать данные о поведении и предпочтениях пользователей другим компаниям.

В подробной статье на Securelist мы досконально рассмотрели статистику самых активных «шпионов», но, если вкратце, три самых жадных до ваших данных компании (с огромным отрывом от прочих) — это Google, Microsoft и Amazon.

Как работают веб-маяки и трекинговые пиксели

Слежка, описанная выше, основана на технологии веб-маяков (web beacons), также называемых трекинговыми или шпионскими пикселями. Самый популярный способ отслеживания — вставить в письмо, приложение или на веб-страницу невидимую картинку крошечного размера, например 1х1 или даже 0 пикселей. При отображении информации у вас на экране почтовый клиент или браузер обращается к серверу для загрузки этой картинки, передавая ему массу информации о вас, а сервер записывает, в какое время, с какого устройства, под управлением какой ОС, из какого браузера и с какой страницы эта точка была загружена. Так владелец маяка узнает, что вы открыли его письмо или веб-страницу, и при каких условиях. Часто вместо точки используется короткий программный код внутри веб-страницы (Javascript), который может собирать еще более подробную информацию. В любом случае, трекинг никак не виден в письме, приложении или на сайте — вы его просто не замечаете. Но наличие маяков на каждой странице или на каждом экране приложения позволяет буквально «ходить за вами по пятам», отслеживая все маршруты ваших переходов на сайте и время, потраченное на каждом этапе этого пути.

Преступники и веб-маяки

Кроме легальных маркетинговых и технологических кампаний, веб-маяки используют и киберпреступники. С их помощью удобно проводить предварительную разведку для целенаправленных атак по e-mail. Маяки позволяют злодеям узнать, например, в какое время их жертва обычно читает (или не читает) почту, чтобы выбрать наилучшее время атаки. Когда пользователь в офлайн-режиме, удобнее взламывать его аккаунты или рассылать поддельные письма от его имени.
Бывает, что собранная маркетинговой фирмой информация о пользователях, включая данные о поведении и интересах, «утекает» после хакерской атаки. Даже лидеры рынка — Mailchimp, Klaviyo, ActiveCampaign — порой допускают такие утечки. И эта информация может быть использована для проворачивания различных мошеннических схем. Например, в атаке на Klaviyo мошенники украли списки тех, кто интересуется криптоинвестициями, — для этой аудитории хакерам будет легко разработать специализированный фишинг и выманивать криптовалюту.

Как защититься от слежки

Мы не можем контролировать утечки и взломы, но в наших силах сделать так, чтобы на серверах техногигантов скапливалось меньше информации о нас. Рекомендации ниже применимы как по отдельности, так и все вместе.

  1. Отключите автозагрузку картинок в почте. Настройте почту в телефоне, на компьютере, в установках веб-клиента так, чтобы картинки в письме не отображались. Почти все письма читабельны и без иллюстраций. В большинстве почтовых программ кнопка «Показать изображения» выводится прямо над текстом письма, поэтому при необходимости подгрузить иллюстрации можно в одно касание.
  2. Заблокируйте отслеживания в вебе. Загрузку подавляющего большинства веб-маяков легко предотвратить. Такая настройка — «Защита от сбора данных» (Private browsing) — есть в защитных продуктах Kaspersky. В Firefox можно включить и гибко настроить режим «Защита от отслеживания» (Tracking protection). Для Chrome, Firefox и Safari доступны специализированные плагины в официальном каталоге рекомендованных дополнений (находим их по словам privacy или tracking protection).
  3. Дополнительно защищайте интернет-соединение. Защита от трекинга хорошо работает на уровне всей операционной системы или даже в домашнем роутере. Если заблокировать «маяки» на роутере, то они перестанут работать не только в почте и веб-страницах, но и внутри приложений, и даже на вашем Smart TV. Для этого рекомендуем включить Secure DNS в настройках ОС или роутера и указать DNS-сервер, блокирующий слежку. Порой защиту от слежки обеспечивает и VPN-соединение. Если вам удобней всего именно этот вариант, то убедитесь, что ваш провайдер VPN действительно предлагает блокировку трекеров.
Советы

Как отключить слежку в iOS?

У вас есть iPhone, iPad или iPod? Потратьте несколько минут на настройку служб геолокации, чтобы сэкономить заряд батареи и сохранить конфиденциальность перемещений.