В прошлом году большое внимание привлекла идея о том, что компьютерные игры могут быть использованы для развития умственных (или, более корректно, когнитивных) способностей. Идея возникла, наверное, столь же давно, как и сами игры, но до недавнего момента воспринималась со скепсисом.
И вот почему. Полностью наследуемым (а следовательно, неизменным) признаком интеллект объявили еще в 90-х годах XIX века. Долгое время этот тезис не встречал убедительных возражений. Лишь несколько лет назад были опубликованы научные работы, в которых была показана возможность повысить интеллект взрослого индивида с помощью специальных упражнений.
Вслед за ними появились коммерческие программы, создатели которых гарантируют «прокачку мозгов» у молодых и поддержание интеллектуальной формы в старости. Началась разработка проектов, представляющих собой тренировочные программы в виде игр.
И, как логичный итог, возник вопрос: нельзя ли извлечь пользу для ума из уже имеющихся игр, во всех отношениях более интересных, чем наукоемкий, но пока довольно невзрачный «медицинский новодел»?
Что такое интеллект?
Для начала разберемся, как именно предлагается «прокачивать» интеллект. И первым делом следует внести ясность в термины. Психология описывает интеллект как набор различных когнитивных способностей. Среди них выделяют «кристаллизованный» и «флюидный» (подвижный) интеллект.
Кристаллизованный интеллект отвечает за способность пользоваться накопленными ранее знаниями и умениями. Флюидный интеллект — более загадочный компонент, который отвечает за абстрактное мышление, решение незнакомых проблем, независимых от прошлого знания, — как яркий пример, решение головоломок.
Именно флюидный интеллект снижается с возрастом, отчего и получается, что зрелым людям гораздо труднее осваивать новые вещи: компьютер, Интернет, иностранный язык и так далее, хотя за счет кристаллизованного интеллекта человек может быть по-прежнему совершенно компетентен в том, что он изучил в прошлом.
В свою очередь, ядром флюидного интеллекта считается рабочая память — способность удерживать новую информацию и манипулировать ею. Как раз на рабочую память пытаются воздействовать тренировочные программы.
Тренировочные программы
В англоязычной части Интернета есть два наиболее известных коммерческих проекта тренировки рабочей памяти — Cogmed и Jungle Memory (оба варианта платные) — и множество более мелких. В Рунете выбор не так широк: в поисковой выдаче доминирует «Викиум» — наиболее ярко оформленный сервис, предлагающий свободный доступ к базовым функциям и плату за премиальный доступ.
Основатели проекта «Викиум» обещают сделать умнее всех желающихhttp://t.co/30gw77aaBZ
— Стартапы и бизнес (@vcru) February 11, 2014
Стоят ли эти программы своих денег? Как показывает анализ результатов множества исследований, тренировка рабочей памяти действительно повышает IQ молодого здорового человека на 3–4 пункта. И если верить анализу результатов, эффект может быть достаточно устойчивым.
Таким образом, тренировка интеллекта посредством специальных упражнений — вполне научно обоснованное явление. Человеку под силу сделать себя немного умнее — выше головы не прыгнешь, но встать на цыпочки может каждый.
А как насчет того, чтобы совместить приятное с полезным, заменив нудные задания интересными видеоиграми? Публикаций на эту тему в последние годы было множество. К сожалению, убедительного, многократно повторенного свидетельства того, что игры действительно воздействуют на универсальные когнитивные способности взрослого человека, нет.
В лучшем случае можно говорить о том, что специфические навыки, приобретенные в игре, человек может перенести на похожую деятельность. Увы, придется признать, что обычные популярные игры вряд ли сделают вас умнее и способнее в том, что выходит за рамки самих игр.
Пожилым — полезно
Другое дело — поддерживать интеллектуальную форму в старости. Вот здесь видеоигры оказываются полезны. И это уже подтверждено научно!
В данном исследовании пожилые люди в возрасте от 60 до 85 лет упражнялись в несложном, созданном специально для целей исследования «автосимуляторе» NeuroRacer. Ключевая особенность NeuroRacer — наличие двойной задачи: необходимо одновременно рулить машинкой и реагировать нажатием клавиш на появляющиеся знаки.
По прошествии месяца занятий пожилые люди стали играть лучше, чем 20-летние нетренированные испытуемые, поправили рабочую память и внимание. И самое главное: эффект очень устойчив — повышенная активность областей мозга, связанных с этими процессами, наблюдалась спустя шесть месяцев после эксперимента.
На базе этого принципа компания Akili Interactive Labs создала трехмерную игру для планшетов Project: EVO, которая в результате может быть официально сертифицирована американским агентством FDA (Food and Drug Administration).
Не исключено, что к тому моменту, когда нынешняя молодежь достигнет преклонных годов, специальным образом сконструированные игры повсеместно войдут в медицинскую практику.
Впрочем, ждать не обязательно. Самое приятное — что такое лечение можно выписать себе или родственникам уже сейчас. Причем речь не обязательно только о «медицинских играх». Некоторые клинические исследования показывают благотворное влияние на пожилых людей и детей с расстройствами когнитивной сферы даже обычных популярных видеоигр.
Так что, если вы стали замечать за вашей любимой бабушкой некоторую излишнюю рассеянность, дело можно поправить. Возьмите ее под ручку, уведите от телевизора и посадите играть в компьютерную игру.