Всем привет! Обычно я пишу о технической поддержке и решении проблем, но в этот раз я расскажу о другом. Впрочем, это тоже будет в полной мере связано с информационной безопасностью: моя сегодняшняя статья будет посвящена вымогательству. Я читал много статей о вымогателях, в теории знаю их методы, однако сам столкнулся с этим впервые.
А началось все со звонка от мамы в полпервого ночи. Надо признаться, к тому времени я уже второй час наслаждался сном, поэтому первый же ее вопрос поставил меня в тупик. Он звучал так: «Родион, где ты?» Как следует не проснувшись, я даже не сразу понял, как на него ответить. Но в итоге сообщил маме, что я дома, сплю и идти никуда не собираюсь, и спросил: «А что случилось?»
А случилось вот что: посреди ночи маме на городской телефон позвонил парень, который усталым голосом сказал: «Мам, я попал в аварию. Мне очень нужна помощь. Я сейчас передам трубочку следователю, он все объяснит». Дальше разговор вел «следователь», который представился Александром Николаевичем. Диалог был таким:
Мама: Что произошло?
А.Н.: Да сын ваш женщину сбил. Срок грозит. Помогать будете?
Мама: Конечно, а сколько нужно заплатить?
А.Н.: 100 000 рублей.
Мама: А где он находится?
А.Н.: Вы конкретный адрес хотите узнать?
Мама: Да, куда приехать и привезти деньги.
К несчастью для него, «следователь» не подозревал, что персонаж, которого мошенники пытались сыграть, работает в сфере информационной безопасности, да и мама у него занимается пропагандой этой самой безопасности. Поэтому в ту же секунду, когда мама вела сей содержательный диалог, она набирала мой мобильный, чтобы убедиться, стоит ли доверять этому звонку или нет. Надо сказать, что, едва я ответил, злоумышленник бросил трубку.
Гордиться я могу и своей невестой (к моменту выхода статьи — уже женой). Именно она, узнав о ситуации, первым делом попросила уточнить, называли ли меня по имени? Понятно, что ответ на данный вопрос был отрицательным. Зато маму это очень помогло успокоить. Злоумышленники даже не знали, как меня зовут, а значит, это был звонок «на удачу». Мы с мамой поговорили. Я убедил ее, что все в порядке, испытав гордость за ее действия перед лицом злоумышленников. А после того как все успокоились, моя невеста предложила маме позвонить в полицию.
Как сэкономить 100 000 рублей за один звонок, или За что я горжусь своей мамой
Tweet
Многие люди, оказавшись в такой ситуации, считают обращение в полицию бесполезным и лишним. И даже думают, что сотрудники полиции над ними посмеются. Спешу вас заверить, это не так. В дежурной части первым делом сказали, что ни в коем случае нельзя переводить куда-либо деньги, чтобы мама срочно отменяла все денежные операции, если они были произведены.
Затем сотрудники очень серьезно и основательно подошли к обращению, прислав оперативника прямо на дом. В 4 часа ночи (!) он пришел, добросовестно записал все показания, рассказал о подобных случаях, проинструктировал по поводу поведения в таких ситуациях. Так что «моя милиция меня бережет», за что ей огромное спасибо. Вот такая история.
Ну а теперь пришло время для анализа. Данная ситуация актуальна не только для телефонных звонков, но и для SMS-вымогательства, мошенничества через электронную почту, соцсети, популярные мессенджеры (типа Skype) и так далее.
Если кто пропустил: Сергей Доля рассказывает о том, как мошенники заработали на взломанном скайпе четверть миллиона — http://t.co/MYzB9jbTQ9
— Kaspersky (@Kaspersky_ru) March 19, 2015
Мне никогда не понять, насколько жестоким человеком можно быть, чтобы опуститься до попыток заработать таким образом. Эти люди не задумываются, что на другом конце провода может оказаться, например, человек с сердечным заболеванием и такой стресс приведет к непредсказуемо плохим последствиям. Да и вообще, строить счастье на чужом горе…
Но от философии — к разбору происшествия. Любой подобный злоумышленник пытается сыграть на родственных или дружеских чувствах. Ведь какой родитель или друг откажется помочь в трудной ситуации? Вымогатель будет запугивать, нагнетать обстановку, пытаться не дать жертве опомниться, чтобы в состоянии стресса человек принес ему деньги, не задавая лишних вопросов.
Однако следует помнить, что чаще всего подобные звонки и эсэмэски совершаются «пальцем в небо». Мошенники где-то нашли базу телефонных номеров или адресов электронной почты и начали всем рассылать одинаковые сообщения. При большом количестве адресатов они наверняка хоть раз попадут на маму, у которой сын водит машину (не такая уж редкая ситуация, согласитесь).
При этом вымогатели чаще всего понятия не имеют ни об имени сына, ни о марке автомобиля, который он водит, — они не знают ничего о людях, которых пытаются «развести». Как вы уже видели выше, вопрос супруги об имени дал отрицательный результат. Конечно, бывают исключения, но в наиболее распространенных случаях это именно так. Следовательно, чтобы вывести вымогателя на чистую воду, первым делом нужно отключить нервы (разумеется, это сложно, когда тебе сообщают такое!) и задать мошеннику вопрос, на который он не знает ответа.
Например, в данном случае мама могла бы поинтересоваться, кто именно ей звонит. Какой сын? Злоумышленник, скорее всего, попытался бы уйти от ответа или сбился бы с намеченного плана, но имени бы так и не смог назвать. До диалога со «следователем» тогда бы дело не дошло. Или можно было задать вопрос: «А кому вы звоните?» или «А на какой он машине?» Впрочем, моя мама поступила не менее правильно.
Итак, вторая рекомендация: во всех подобных случаях, независимо от того, каким образом вам сообщили шоковую информацию, нужно попробовать самостоятельно связаться с человеком, от которого якобы пришел сигнал SOS. Что и было сделано. Едва злоумышленники почувствовали неладное — что жертва не впала в панику от их речей, а здраво осмысливает ситуацию, — их преимущество моментально пропало. Поэтому они и бросили трубку.
Звонок по телефону гораздо сложнее в плане сопротивления панике, чем SMS и прочие текстовые каналы связи, поскольку второго телефона под рукой может и не оказаться, а в арсенале мошенников не только скупой текст, но и интонации голоса, эмоциональность речи, артистизм… Таким образом, главное — справиться с нервами.
Итак, как следует действовать в случае попытки подобного вымогательства:
- Не паниковать!
- Не верить на слово!
- Ни в коем случае не переводить никуда деньги!
- Связаться лично с человеком, якобы попавшим в беду (с тем, от чьего лица обращается к вам вымогатель).
- Задавать мошеннику уточняющие вопросы, ответы на которые может знать только ваш настоящий родственник/друг или ответы на которые могут его раскрыть.
- И, конечно, обратиться в полицию! Ведь только так мы сможем обратить внимание общества на проблему информационного мошенничества и сделать этот мир еще немного безопаснее. Это касается не только звонков и SMS с просьбой перечислить энную сумму на какой-то счет или номер. Это касается и вирусов-шифровальщиков, и блокеров Windows, с которыми продукты «Лаборатории Касперского» уже успешно умеют бороться. Все это кирпичики одной большой Башни Зла, которую следует начинать расшатывать и рушить уже сейчас.
Наверняка есть и другие способы противодействия мошенникам. Предлагаю вам поделиться своим опытом и взглядами в комментариях к статье. Желаю всем спокойных ночей, крепких нервов и только приятных разговоров с вашими родными и близкими! Вместе мы справимся с любой угрозой и сделаем этот мир добрее и безопаснее!