Траектория прогресса технологий причудлива и сложно предсказуема. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить грезы фантастов 1960-x о человекообразных роботах, активно помогающих людям по хозяйству в XXI веке. С тех пор прошло полвека, и массовые бытовые роботы у нас действительно появились. Только вряд ли кто-то из былых романтиков узнал бы свои мечты в нынешних роботах-пылесосах. Идея вроде бы та же самая — упрощение рутинного труда, только реализация оказалась несколько более прозаичной.
Возможно, похожая история ждет нас с давней мечтой о беспилотных автомобилях. Ведь как это представляется: погрузился в такую машину утром с завтраком и газетой (бумажной или электронной, это уже по вкусу) и едешь с комфортом до работы, постепенно просыпаясь. А вечером можно не отказывать себе в посещении паба — за рулем-то все равно компьютер. Дети, пожилые и люди с ограниченными возможностями получат новую степень свободы передвижения.
Аварий на дорогах станет меньше — робот, в отличие от человека, не отвлекается, не заглядывается на девушек, не засыпает за рулем, и голова у него не болит. Да и пробки рассосутся: ведь автопилот будет держать минимальную безопасную дистанцию между машинами, добиваясь максимальной эффективности потока.
https://twitter.com/thegooglecar/status/535590615988195328
В общем, получается идиллическая картина. И хочется понять, как скоро появления всего этого благолепия можно ожидать.
Выдача прогнозов, к какому году первые автомобили начнут сами справляться с водительскими функциями, превратилась в своеобразный маркетинговый тотализатор. Один из отцов Google Сергей Брин вот уже несколько лет утверждает, что счастливая жизнь наступит к 2017 году. А Карлос Гон, первый человек в концерне Renault-Nissan, — что к 2020-му.
На самом деле эти прогнозы вряд ли несут какой-то существенный смысл, кроме пиара собственной компании. Все предсказатели уточняют, что беспилотность поначалу будет ограниченной, а работать станет лишь в определенных ситуациях. Это значит, что водитель в любом случае не сможет полностью отрешиться от управления, сохраняя готовность принять командование на себя.
Но разве сегодня мы не имеем примерно то же самое? Некоторые современные автомобили (Tesla Model S, новые модели Mercedes-Benz с опцией Steering Assist) уже позволяют путешествовать по шоссе практически без вмешательства водителя за счет комбинации активного круиз-контроля (которому сто лет в обед) и системы удержания автомобиля в пределах полосы (распознавание разметки и характера движения потока, если разметку не видно).
https://twitter.com/AudiRu/status/496937994650394624
Паркуются многие машины почти самостоятельно, причем эта функция уже перестала быть привилегией премиум-класса, обосновавшись даже в демократичном Ford Focus. Системы распознавания пешеходов и велосипедистов, активирующие экстренное торможение в случае опасности наезда, та же Volvo устанавливает на свои модели уже несколько лет.
Вроде бы получается, что многие кусочки «пазла» беспилотного управления уже на столе, осталось их только собрать вместе. Не совсем так. Сегодня все автопроизводители специально оговаривают, что умные системы лишь помогают водителю. Контроль и ответственность остаются за человеком. Чтобы перешагнуть эту принципиально важную ступеньку, понадобится еще много времени и усилий. Как в усовершенствовании технологий, так и в прогрессе общественного восприятия.
Сегодня умные системы лишь помогают водителю. Контроль и ответственность остаются за человеком
Tweet
Что же принципиально нового мы получим к 2017–2020 годам? Скорее всего, ничего. Просто машины еще поумнеют, а перечень дорожных ситуаций, позволяющих водителю слегка расслабиться, вырастет.
Но расслабиться не значит полностью отпустить управление. Если робот допустит ошибку и случится авария, кто будет за нее отвечать? Уж точно не он сам. И вряд ли это будет компания, которая его произвела, — об этом позаботятся лучшие юристы гигантских корпораций и их дрессированные пользовательские соглашения.
Оптимисты кивают на революционно выглядящий прототип беспилотника Google, у которого даже руля нет: вот, мол, оно — реальное будущее. Но это будущее либо не очень близкое, либо не такое уж повсеместное.
Дело в том, что роботы-автомобили Google неспособны самостоятельно ездить везде, где вздумается. Им нужна очень точная 3D-карта местности, куда более детальная, чем те, что используются в стандартных автонавигаторах.
Google создает такие карты с помощью специальных автомобилей, но это процесс сложный и трудоемкий. Даже всю территорию США с ее отлично документированной дорожной сетью придется сканировать долгие годы. Но есть ведь еще ремонтные работы, установка новых знаков и светофоров, масса прочих изменений. А светофор, который не зарегистрирован на карте, робоавтомобиль Google может банально не заметить, выехав на красный.
Кроме того, у робоавтомобилей Google, по крайней мере в современной реализации, есть множество других ограничений. Они не могут ездить в сильный снег или дождь. Неспособны заметить и объехать яму на дороге. Не могут отличить безобидную картонную коробку на трассе от опасного бетонного блока. Не видят разницы между регулировщиком-полицейским и обычным пешеходом. Ну и наконец, плохо справляются с обработкой ситуаций, выходящих за рамки стандартной программы.
Мячик, выкатившийся на дорогу, может означать, что сейчас за ним на проезжую часть выбежит ребенок. Конечно, соответствующий алгоритм можно внести в программу, но всего в жизни не предусмотришь. Один из тестовых беспилотников Google, например, отказался продолжать движение после того, как ему повстречалась дама на кресле-каталке, погонявшая на дороге утку с помощью метлы. Такого никакому программисту в страшном сне не привидится.
Очередное, совсем уже явное, доказательство того, что хакнуть автомобиль очень легко: http://t.co/IRa4QwOvJZ
— Kaspersky (@Kaspersky_ru) November 10, 2014
В итоге получается, что полный автопилот в ближайшие годы возможен только в «тепличных условиях» — хорошо контролируемой дорожной обстановке. В идеале — на свободной от уток и метел умной трассе, где элементы дорожной инфраструктуры (знаки, светофоры, разметка) будут оснащены интерфейсами, удобными не только для людей, но и для машин. Где светофор будет заранее сообщать по беспроводной связи всем подъезжающим автомобилям о намерении переключиться на желтый через пять секунд. А V2V-коммуникации между автомобилями не станут ограничиваться примитивным набором красных и желтых сигнальных огней, как сегодня.
Чтобы такие дороги стали повсеместной реальностью, должно пройти еще немало лет. А значит, с комфортным завтраком за рулем придется подождать, по крайней мере за пределами окрестностей Маунтин-Вью, где располагается штаб-квартира Google. И, само собой, придется как следует поработать над тем, чтобы все задействованные для беспилотного вождения системы были надежны и безопасны — во всех смыслах.